SOLOVETsIY MONASTYR' KAK UNIKAL'NOE YaVLENIE RUSSKOY KUL'TURY I DUKhOVNOSTI (1923-1939 gg.)
- Authors: Kotkov AR1, Astashova AN1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 73-74
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5484
Cite item
Full Text
Abstract
В статье рассматривается история Соловецкого монастыря. Анализируется его роль в культуре и развитии духовности русского народа.
Keywords
Full Text
Соловецкий монастырь - один из крупнейших монастырей России и единственный, расположенный в 165 километрах от Полярного круга, на острове Белого моря, в центре архипелага, состоящего из шести островов.[2] Соловецкий монастырь - выдающееся явление в истории русского народа, его культуре и духовности. Он был основан в 1436 году на островах Белого моря подвижническими трудами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. С середины XVI века монастырь был превращен в политический и культурный центр русского севера. С конца XVI века он являлся защитником северных рубежей русского государства. Вплоть до XVIII века считался крупнейшим землевладельцем. На Соловках были созданы выдающиеся произведения искусства, памятники русского зодчества. В историю русской культуры монастырь вошел и бесценным собранием книг, икон, предметов древнерусского искусства. Своего второго расцвета монастырь достиг к концу XIX века. Этому предшествовали восстания (1668-1676 гг.) и секуляризация (1764г.), когда все материковые вотчины были отписаны государству. В начале XX века - это был единственный ставропигиальный, т. е. находившийся под непосредственный управлением Святейшего Синода монастырь, что говорит о высоком признании его государственной властью. С июля 1918 до сентября 1919 года на островах находился отряд союзных войск Антанты. К марту 1920 года установилась советская власть и все острова перешли в собственность государства, началось изъятие монастырских ценностей. В период 1920-1923 годов на Соловках действовали: Управление Соловецкими островами, лагерь принудительных работ и совхоз «Соловки». 2 ноября 1923 года СНК принял Постановление об организации принудительных работ особого назначения. Документ подписал заместитель Председателя СНК ССР А.И. Раков. Соловецкий лагерь предназначался для содержания политических врагов советской власти и наиболее закоренелых рецидивистов из числа уголовных. К 15 декабря того же года согласно приказу заместителя ОГПУ Г.Г. Ягоды на Соловки были переведены Северные лагеря принудительных работ и Управление лагерями Архангельска, Холмогор и Пертоминского лагеря. Лагерь находился в подчинении ОГПУ. 2 октября 1924 года было принято положение о Соловецком лагере особого назначения, регламентирующее все стороны лагерной жизни [3, с. 14]. Условно в истории Соловецкого лагеря можно выделить три периода. Первый период (1923-1929 гг.) - становление лагерной жизни. В этот период СЛОН перешел на полную самоокупаемость, активно занимаясь мясомолочным, кустарным производствами, зверобойными и рыболовными промыслами. В лагере работали бывшие мастерские, кожевенный и салотопленный заводы, канатная, столярно-мебельная, бондарная, пошивочная и другие мастерские. Первый период характеризуется активной научной, культурной и духовной жизнью. В это время еще действовала Онуфриевская церковь, где разрешалось совершать богослужения бывшим Соловецким монахам и заключенным священникам. До 1930 года в состав СЛОНА входило 6 отделений и около 30 командировок. В эти годы на Соловках закладывалась и отрабатывалась система лагерной жизни, позже перенесенная в другие лагеря по всей стране. Второй период (1930-1937 гг.). К началу 1930-х на островах из-за практически полного истощения ресурсов были свернуты лесозаготовки, из-за невыгодности - торфоразработки, закрылись кирпичный завод и основные лагерные предприятия, прекратился выпуск газеты и журнала. К 1932 году было ликвидировано Общество краеведения. Заключенных с Соловков вывозят огромными партиями на строительство Беломорско-Балтийского канала, а также на Урал, в Сибирь, на Кольский полуостров, На остров Вайгач, в район Печеры - туда, где требовалась рабочая сила для строительства, а также для разведки и разработки полезных ископаемых. К 1930 году Управление лагерями переводится в город Кемь, оформляется новая структура лагеря, согласно которой он состоял из 12 отделений, расположенных в Карелии, на Кольском полуострове, под Архангельском. Соловки стали 4 отделением, в состав которого входило 4 крупных лагпункта с более мелкими подразделениями: командировками, колоннами, ротами, пикетами. Третий период (1937-1939 гг.). В соответствии с приказом НКВД от 28ноября 1936г. Соловецкий лагерь был передан 10-му отделу ГУГБ НКВД и реорганизован в Соловецкую тюрьму ГУГБ. В ней содержались социально-опасные преступники, а также осужденные, нарушавшие режим, совершавшие побеги. Тюрьма состояла из пяти отделений: Центрального в Кремле, Муксалмы, Савватьево, Анзера и пересыльного отделения в Кеми. На 1 октября 1939 года в Соловецкой тюрьме содержалось 2007 человек. Тюрьма на Соловках была закрыта Приказом наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии от 2 ноября 1939 г. За период с 1923-1936 гг. соловецкими заключенными были священники, выдающиеся деятели культуры, искусства, офицеры, изобретатели, а также представители интеллигенции союзных республик СССР. Среди них священник-богослов Павел Флоренский, академик Лихачев Д.С., историк -культуролог Анциферов Н.П., академик-лингвист Дурново Н.Н. и многие другие. За свои религиозные убеждения в 1928 году был сослан на Соловки дед святейшего Патриарха Кирилла Гундяев В.С. Несмотря на тяжелые испытания и непосильный физический труд в лагере процветала культурная и научная жизнь. В КВЧ входили театры, библиотеки, духовой оркестр и т.д. Центральный театр СЛОНа по праву считался одним из лучших в стране. Соловецкое общество краеведения (СОК) выполняло всю необходимую работу по исследованию истории всего Севера. Оно было единственным в стране. Его деятельность позволила сохранить выдающиеся памятники архитектуры и культурно-исторические ценности. Особая роль в СЛОНе принадлежит Агрономическому кабинету и Болотной станции. В конце 1930 годов деятельность обществ была признана государством вредительской. Соловецкое общество было закрыто в 1932 году [3, с. 30]. Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что Соловецкий монастырь является своего рода музеем, хранителем древнерусских традиций и грандиозным ансамблем памятников древнерусского зодчества, обладавшего большой силой эстетического воздействия. В истории Соловецкого монастыря исторически значительно все, что, так или иначе, отразилось в русском историческом процессе и что, в свою очередь, восприняло ведущие тенденции этого процесса, выразило собой эпоху и ее культуру.[3]×
References
- Лихачев Д.С. Соловки в истории русской культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir
- Михальчик М. Соловецкий монастырь в истории русской культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=l9p184
- С.Л.О.Н. Соловецкий лагерь и тюрьма 1923-1939 годов. События. Документы, Палачи. Жертвы. Пос. Соловецкий, Архангельская обл.: Изд-во Соловецкого монастыря, 2015 г. - 67с.