FILOSOFSKIE OSNOVANIYa SOVREMENNOGO BIOETIChESKOGO ZNANIYa
- Authors: Kolgashkina TA1, Kleymenova OA1
-
Affiliations:
- Issue: Vol 9, No 1 (2020)
- Pages: 67-69
- Section: Articles
- URL: https://new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5482
Cite item
Full Text
Abstract
В статье анализируются особенности становления биоэтики как новой области знаний, акцентируется внимание на необходимости выработки новых этических ориентиров человеческой деятельности, основанных на ценности его личности, жизни и здоровья.
Full Text
Развитие морали на современном этапе отстает от прогрессивно развивающихся биологических и медицинских знаний. Общество оказывается в ситуации, когда традиционные этические ценности трансформируются, утрачивают в той или иной степени свою значимость или подменяются псевдоценностями. В силу этого ни мораль, ни право не могут в полной мере стать регуляторами общественных отношений. Дилеммы биоэтики возникают при столкновении ее основных принципов «не навреди», «делай благо», «уважение автономии личности». Существенные изменения в стиле и укладе самой жизни вызвали перемены в отношении прав и самого человека, породив новый тип личности с завышенными требованиями к себе, своему телу. Исследователи все чаще выказывают опасения относительно состояния современной биоэтики. Вследствие этого можно отметить появление большого числа научных работ, в которых затрагиваются проблемы биомедицинской этики. Их авторами являются Р. Вич, П. Тищенко, А. Иванюшкин, Ю. Хрусталев, Б. Юдин, Б. Буравков, Ю. Охрименко, И. Силуянова и др. Существуют опасения, что биоэтика в эпоху информационных технологий рискует стать своеобразной техникой правильного поведения, основанной не на императивах совести и добра, а на прагматических интересах отдельного человека. Так, по мнению О.Когана, «в биоэтических построениях нравственный мир личности сводится преимущественно к правовой сфере и гедонистической мотивации поведения, исходящей из биоцентрических интересов (здоровье, безопасность), что приводит к расхождению с традиционной этикой» [5, с. 98-99]. Сегодня общество и личность как никогда заинтересованы в повышении качества жизни и здоровья. В связи с чем медицина, как область производства нового знания и как особая сфера культуры, переживает качественную трансформацию. Возникновение биоэтики обусловлено рядом причин, среди которых - изменения в обществе, прогресс в науке и технике, медикализация. Прогресс в науке и технике конца XX - начала XXI вв. способствовал появлению в мире сложных этических и моральных проблем вокруг новых репродуктивных технологий, контрацепции, фетальной терапии, экспериментов на эмбрионах, планирования семьи, пренатальной диагностики. Современная наука наделила человека сверхвозможностями и, вместе с тем, взвалила на него тяжелое бремя ответственности. Мы наблюдаем и новое осмысление медицины как сферы услуг, отход от традиционного патернализма между врачом и больным. К числу наиболее резонансных и обсуждаемых в обществе вопросов можно отнести применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), дающих человеку новую возможность - вмешательство в жизнь; появление новых критериев смерти и новое осмысление феномена смерти «как длительности не только социальной, но и биологической». Все это подводит человека и общество к необходимости принципиально нового осмысления своего бытия. При решении важных биоэтических проблем не всегда есть возможность найти наилучший способ, зачастую руководствуются не поиском оптимального решения, а стремлением уменьшить степень риска. Биоэтика и ее дальнейшее развитие определено сочетанием как минимумом двух составляющих: академической дисциплины (с традицией фундаментальных исследований в области теоретической биологии и медицины) и социального института, взявшего на себя ответственность за ее приложения [3, с. 43, 44]. Необходимость совершенствования и нового переосмысления этико-гуманистических факторов профессиональной деятельности медиков и биологов все более актуализируется. Многочисленные дилеммы биоэтики невозможно разрешить без тщательного философского и научного рефлексирования, без осознания человеком своей ответственности и перспектив безопасного поведения. Если в традиционной этике область этического ограничивалась сферой общения между людьми, то формирующаяся новая этика предполагает ответственность человека перед миром и самим собой. Сегодня биоэтическое суждение нуждается в нахождении общих оснований. В связи с этим рассматривается и вопрос множественности культур, сопоставление систем ценностей. Особое значение в формировании новых нравственных принципов и норм науки приобретает установка на гуманистическую ориентацию научной деятельности. Каждый человек должен обладать высокими морально-нравственными качествами. Это в полной мере относится и к студентам-медикам. Врач должен быть квалифицированным практиком в своей области и обладать высоконравственной культурой. Современные студенты медицинских ВУЗов особенно нуждаются в соответствующей подготовке. Спектр компетенций современного врача значительно расширился, ведущую роль начинают играть экономическая, правовая, идеологическая, лингвистическая компетентность. Однако, можно согласится, что статус целостного качества врачебного труда придает философская культура специалиста [4, с. 305]. Для формирования молодого специалиста крайне важны примеры отношения к своей профессии основоположников отечественной медицины. Следует помнить, что философская культура - это отражение духа исторической эпохи, народа, этноса. Фундаментальные проблемы человеческого существования поднимались и в наследии русских мыслителей, где нашли глубокий и полный анализ, в связи с чем обращение к нему актуально и существенно. В русской философии этика носит преимущественно экзистенциальный характер, в то время как в биоэтике - гедонистический и юридический [5, с. 97]. Русские врачи всегда были яркими социальными носителями отечественной философской культуры, в своей профессии они доходили до глубоких философских размышлений не только над теми проблемами, которые ставила перед ними собственная профессия, но и над проблемами, связанными с судьбой России, мира, будущего человеческой культуры и цивилизации. Философская культура таких врачей, как И. Амосов, А. Билибин, И. Кассирский, С. Миротворцев, Б. Петровский, А. Орлов, Б. Юдин, П. Шамарин и др. проявилась как в их высоком профессионализме, так и в понимании мира, человека, социальных проблем. В глубоко философских произведениях, которые они оставили, новое поколение находит образы думающих врачей, способных понять мир другого. Это и является свидетельством достижения вершин философской рефлексии. Именно понимание, связанное с постижением и истолкованием мыслей и переживаний пациента является важнейшей составляющей философской культуры врача. [4, с. 306]. Можно констатировать, что отечественной медицине был присущ высокий уровень духовности. Для русской этической мысли характерно осознание самоценности жизни, ее нравственное освещение духовным смыслом. Именно идеи православия послужили истоком различных философско-этических концепций в России, задавая определенный вектор в этических построениях русских философов - от этики всеединства В. Соловьева и идей космизма до философской антропологии Н. Бердяева и христианского социализма С. Булгакова. В. Засухина, рассматривая соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике, отметила, что «любая проблема: религиозная, гносеологическая, эстетическая, экономическая и т.д. - рассматривается русскими мыслителями, прежде всего, сквозь призму социальной и этической актуальности. Они используют философию как общественную трибуну» [2]. Ответственность за формирование философской культуры будущих врачей во многом лежит и на преподавателях социально-гуманитарных дисциплин, задача которых - сформировать у студентов представления о единстве естественнонаучной и гуманитарной культуры в современном мире, понимание сущности общественных процессов, человеческой деятельности и познания [4, с. 307]. Биомедицинская этика является одним из значимых направлений в воспитании будущих специалистов-врачей. Однако многие сходятся во мнении, что биоэтике необходимо учитывать современные реалии цивилизационного развития и работать на опережение, прогнозируя риски и негативные последствия, связанные с разработкой новых технологий. Процессы сращивания науки и техники актуализировали ряд новых философско-методологических проблем, требующих рассмотрения «здесь» и «сейчас». В XXI веке динамично развивающимися являются NBIC-технологии (нано-, био-, информационно-коммуникативные, когнитивные), которые оказывают воздействие не только на уровень научно-технического развития общества, но и на генетику, телесность и интеллект человека [3]. Еще В.Вернадский отмечал: «Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества. Такого положения еще не было в истории человечества, и из него еще не сделаны выводы социального характера» [1, с. 287]. Биоэтика, как междисциплинарная область научного знания, охватывает широкий круг философских и этических проблем. Примечательно, что как система научного и вненаучного знания она содержит основания в этических концепциях отечественных мыслителей XIX - XX вв. «Русский космизм» актуализировал вопрос о дальнейших перспективах развития человечества и впервые обосновал идею объединения людей, исходя из нравственных и экологических причин. Синтез отечественных традиций и достижений западной биоэтики, анализ соотношения норм научного исследования и общечеловеческих ценностей позволит в полной мере раскрыть возможности дальнейшего развития гуманистического содержания медицины и сформировать основы духовно-нравственного воспитания будущих врачей.×
References
- Вернадский В.И. Публицистические статьи / В.И.Вернадский. - М.: Наука, 1995. - 313 с.
- Засухина В.Н. Соотношение либерализма и консерватизма в биоэтике и их противостояние этическому нигилизму ницшеанского типа [Электронный ресурс] / В.Н.Засухина // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология.- М., 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-liberalizma-i-konservatizma-v-bioetike-i-ih-protivostoyanie-eticheskomu-nigilizmu-nitssheanskogo-tipa (дата обращения: 10.11.2019).
- Киященко Л.П. Интервальный подход и его приложения в биоэтике (анализ и интерпретация) / Л.П.Киященко // Философские проблемы биологии и медицины: в поисках новой парадигмы: сборник. Вып.1. - М.: Принтберри, 2007. - С. 38 - 45.
- Ковелина Т.А., Гурбич Г.И. Формирование философской культуры врача в системе высшего медицинского образования / Т.А.Ковелина, Г.И.Гурбич // Общество и право. - 2012. - №5 (42). - С. 305 - 308.
- Коган В.О. Дилеммы биоэтики в контексте нравственной философии / В.О.Коган // Философские проблемы биологии и медицины: в поисках новой парадигмы биомедицины: сборник. Вып.1. - М.: Принтберри, 2007. - С. 95 - 100.